РОД ШУЛЬГИНЫХ | Статьи | ЦЕРКОВЬ МАРИИ МАГДАЛИНЫ СЕЛА КРИВИНСКОГО

ШУЛЬГИНЫ



СТАТЬИ
БЕСЕДА С ЖУРНАЛИСТОМ

ОСТРОВНОЕ

МОЙ ДЕД ИВАН ШУЛЬГИН

У ДЕРЕВНИ КРЮКОВО ПОГИБАЕТ ВЗВОД

КРЕСТЬЯНСКОЕ ВОССТАНИЕ 1921 ГОДА

ГЛУБОЧАНЕ ИЗ ВОРОНЕЖА

ЗАСЕЛЕНИЕ КРАЯ

ЦЕРКОВЬ МАРИИ МАГДАЛИНЫ СЕЛА КРИВИНСКОГО

ПРОШЛОЕ ЗАСТЫЛО В ДОКУМЕНТАХ

РАЗВЕДЧИК

Ш У Л Ь Г И Н Ы
в Великой Отечественной войне 1941-45 гг.
Маловичко В.М.,
(Курган, Зауральское
генеалогическое общество)


ЦЕРКОВЬ МАРИИ МАГДАЛИНЫ СЕЛА КРИВИНСКОГО

В "Ведомостях о церквах Курганского Духовного правления" за 1831 год, хранящихся в Курганском областном архиве, можно узнать о строительстве церквей в Курганском уезде Тобольской губернии. Первой была построена Свято-Троицкая церковь в г. Кургане в 1767 г.; затем в 1770 г. построена Знаменская церковь в селе Мостовском; третья в 1775 г. - церковь Марии Магдалины в селе Кривинском; 1780 г. построена церковь в Лебяжьей слободе; 1787 г. - Михайло-Архангельская церковь в Пресновской крепости; 1798 г. - Сретенская церковь села Моршихи; В Арлагуле в 1823 г.; в Морайской слободе в 1830 г. и т.д.
В этой статье пойдет речь о церкви Марии Магдалины села Кривинского. Святая равно-апостольная Мария Магдалина родилась 22 июля/4 августа в городе Магдала на берегу Гени-саретского озера. До встречи с Господом вела грешную жизнь. Исцелена Им, стала его верной ученицей. Святая Мария удостоилась первой видеть Воскресшего Спасителя и благовествова-ла о том апостолам. Вместе с Ним пошла на проповедь Евангелия. Святая Мария мирно скон-чалась в преклонном возрасте и была похоронена в городе Эфесе. Память о ней в день ее рож-дения и Неделю святых жен - мироносиц.

Кондак, глас 3-й:
Предстоящий, преславная, у Креста Спасова со иными многими, и Матери Господни со страждущи, и слезы точащи, сие в похвалу приношаще, глаголющи: что сие есть странное чу-до? Содержай всю тварь пострадати изволи. Слава державе Твоей.

*   *   *

В "Деле о съемках земель Кривинской волости Курганского округа" Министерства гос. имуществ, Департамента сельского хозяйства сохранилась справка Кривинского иерея Васи-лия Бурова от 16 августа 1839 года. Василий Буров пишет Курганскому окружному Землемеру господину Каратаеву:
"В селе Кривинском основание церкви учинено было в Царствование Императрицы Екатерины Алексеевны 1770 году, настоящее служение продолжается с 1775 года. Построена тщанием прихожан деревянное во имя святой равно Апостольной Марии Магдалины, одно престольное с таковою оне Колокольною, по ветхости коей в 1837 года июля 22 дня обложена каменная во имя успения присвятой богородицы и во имя святой Марии Магдалины Двуис-татная с издавна.
Земли при сей церкви тридцать три десятины от села Кривинского отстоит: пашенная в пяти, сенокосная в десяти верстах. Первая близ озера Травного, вторая - Малковой, на каждую имеется план.
Часовен в селе прихода нет, а имеются горенки для постановления икон в деревнях: Головной, Островной, Баксарской, Лисьей, Лопатинской, Требушинной и Чебаков; итого - 7. Во время празднования святых крестьяне иногда отправляют богослужения.
Жалования священно-церковно служители на содержание не получают, а довольствуются от прихожан…
О чем сим извещаем
Подлинный за подписью Депутата иерея
Василий Бурова."

(стиль и орфография документа сохранены).

Самые ранние документы Кривинской церкви, сохранившиеся в Курганском архиве, - это "Ведомости и духовные росписи" за 1788г., 1789г.,1790г.. Из них мы можем узнать фами-лии жителей, состав семьи, возраст, количество человек в деревнях. Например, в 1788г. в де-ревне Островной был 31 двор, проживало 90 мужчин, 75 женщин. Состав семьи описывался так:
"Кирило Михайлов 61 год, жена его Федора 41 год, дети их Иван 14 лет, Павел 12 лет, Матвей 12 лет, Петр 4 года, Анна 10 лет".
"Петр Фомин 31 год, жена его Марфа Миронова 41 год, дети Татьяна 9 лет, Терентий 11 лет, Фекла 6 лет, Акулина 1 год".
Вместе с хозяином проживали и их подворники: так у Якова Никитина был подворник Илья Григорьев, у Максима Семенова подворник Григорий Федулов и т.д.
По Твоечастным метрикам Кривинского села церкви Марии Магдалины за 1789 год уз-наем, что в селе Кривых проживало 177 мужчин, 109 женщин, в д. Мало-Кривых 23 двора, 112 м., 95 ж., в д. Головной 188 м., 161 ж., в д. Островной 32 д., 91 м., 79 ж., в Лисьей 63д., 230 м., 197 ж., в д. Лопатки 89 м.,85 ж., в д. Баксары 166 м., 133 ж. Во всём Кривинском приходе дво-ров 207, 871 душа муж. пола, 703 ж. пола.
С 1845 года в метрических книгах церкви Марии Магдалины можно увидеть подробные записи о вновь прибывающих поселенцах из Воронежской, Рязанской, Владимирской губер-ний. Ехали купцы, государственные и вольноотпущенные крестьяне. Например, приехали в "деревню Чебаков из Владимирской губернии Вязниковского уезда, деревни Китайной, воль-ноотпущенный от Графини Любови Барх крестьянин Архип Ксенофонтов Захаров; Рязанской губернии Ямской слободы крестьянин Иван Дмитриев Веретенников". Больше всего записей о государственных крестьянах Смоленской губернии. Осенью 1853 года "проследовали из Смо-ленской губернии в трех партиях 552 души в Курганский округ, Тобольской губернии". Такие сведения дают и Документы Тобольской казенной палаты, Отдел казначейства. Фактическое число переселенцев еще больше. По ведомости Тобольского губернского управления земледе-лия и государственных имуществ узнаем про Кривинскую волость следющее:
1) "В одной версте от деревни Головной, по обоим сторонам пруда отдельным селени-ем исправляющим должность Младшего запасного Землемера Рычковым водворены пересе-ленцы из Смоленской губернии, Бородинской волости в количестве 282 души мужеского по-ла;"
2) "При выселке самовольно выселившихся крестьян из деревни Островной, на проти-воположном берегу "Пруда", с приселением к старожилам водворено 84 души муж. пола из Смоленской губернии, Бородинской волости.".
3) "При деревни Сплавной (Золотой) на пруду с приселением к старожилам водворено 100 душ муж. пола из Смоленской губернии, Бородинской волости".
4) "При озере Худяков расстоянием от села Лопаток в 6 верстах, одним селением во-дворено 166 душ муж. пола из Смоленской губернии Дороголюбского округа Тиховицкой во-лости".
К этому времени маленькое деревянное здание церкви Марии Магдалины, совсем при-шедшее в не годность (колокола с церкви были сняты из-за прогнивших бревен, поставлены на столбы рядом со зданием, с них и звонили) было заменено.
В 1850г. в селе Кривинском была построена каменная церковь на средства прихожан. В ней два престола: 1) во имя святой равноапостольной Марии Магдалины и 2) во имя Успенья Божьей Матери.
С прибытием поселенцев количество жителей в деревнях быстро росло и к 1895-96 гг. было в с. Кривинском 148 дворов, 845 человек всего, из них ссыльных 150 чел., в д. Островном 87 д., 643 ч., 83 ссыльных, в д. Прудо-Островном 47 д., 348 ч., 48 ссыль., в д. Мало-Кривинском 120 д., 678 ч., 73 ссыль., в с. Головинском 174 д., 871 ч., 91 ссыль., в д. Н-Головном 76 д., 652 ч., 53 ссыль., в д. В-Головном 79 д., 655 ч., 71 ссыль., в с. Лисьем 244 д., 1398 ч., 101 ссыль., в д. Прудо-Золотой 73 д., 533 ч., 40 ссыль., в д. Баксары 218 д., 1335 ч., 175 ссыль. Всего в Кривинской волости было 3 села, 18 деревень, 1966 дворов, 12 432 чел., из них 1 194 ссыльных.
Проходили и богатые ярмарки и торжки в селе Кривинском: "Богоявленский Торжок 6 января, Марии-Магдалининская ярмарка с 21 по 23 июля, Козьмо-Демьянский торжок с 1 по 3 ноября. Привозится разного товара на 18 325руб. и продаётся на 12 535 руб. Больше всего сбывается товар мануфактурный, хлеб, масло, мясо, чай и сахар; доход селу приносит лишь Марии-Магдалининская ярмарка, но незначительный." (Из отчёта).
С 28 по 29 января проходила Ивановская ярмарка в селе Головинском; с 13 по 14 сен-тября Крестовоздвиженская ярмарка там же.
Местный благочинный отец Буров, у которого дед и отец были здесь же священниками, отмечает, что крестьяне-старожилы жили лучше переселенцев, последние живут много скром-нее; вся одежда у них домашняя, у старожилов (сибиряков) она большею частью покупная; переселенцы копят хлеб, старожилы не берегут. Последние неурожайные годы старожилы пе-ренесли в полгоря, а переселенцы окончательно разорились. Особенно раззорительны старо-жильческие свадьбы: приезжает к жениху свадебный поезд, созываются 5-6 соседей и пируют 1-2 дня, затем весь поезд (20-30 чел.) пирует у этих приглашённых соседей по очереди. Когда отпируют у жениха, едут тем же порядком пировать в деревню невесты. Если в деревне не-сколько свадеб, то пированье продолжается до самого поста.
У новосёлов (переселенцев) такого порядка нет: попируют день-два у жениха и разъез-жаются, новосёлы не платят девушкам калым, но зато отец невесты берёт очень много водкой - иногда вёдер 25 (в семье 10-12 детей, и отец каждый год то женит, то выдаёт замуж). Старо-жилы же платят калым отцу девушки, и тот отдаёт его в последствии молодым, считалось по-стыдным для отца утаивать в свою пользу хоть часть калыма.
С увеличением количества людей (большой естественный прирост), с прибытием треть-ей волны поселенцев возникает необходимость в строительстве новых церквей. В 1903 году была построена каменная церковь в селе Лисьем, в 1911г. в деревне Сетовной построена при-писная церковь, в деревне Больше-Островной возвели часовню. Кривинская церковь венчала, крестила, отпевала всех: и крестьян, и ссыльных, и поселенцев, и беженцев. Встречаются за-писи о крещении "киргизцев" мусульманской веры, принявших православие, записи о смерти австрийских военнопленных. Во время войны с Германией в Кривинской волости находились с 1917г. 30 человек военнопленных и 62 семьи в количестве 312 душ беженцев. В отчёте прав-ления Кривинской волости за 1917 год написано: "Раскольников в районе волости нет, и ника-ких религиозных убеждений к расколу между населением не распространяется. Народонаселе-ние волости вообще нравственности скромной и каким- либо выдающимся преступдеяниям не отличается".
Сколько народу побывало у иконы Марии Магдалины со своим горем и просьбами о помощи! Перед ней стояли на коленях и крестьяне-старожилы, занимавшиеся в основном скотовод-ством, молили не допустить падежа скота, и поселенцы просили благословения на житиё на новом месте. Хворые надеялись на излечение, особенно во время эпидемий (согласно мет-рическим книгам в1834 году от оспы умерло полдеревни Островной), ссыльные со своими проблемами и пленные со своей судьбой. Всю историю волости можно выучить по докумен-там Магдалининской церкви.




© Маловичко В.М.,
город Курган.
Права автора защищены законом.
Копирование и распространение материалов сайта без разрешения автора запрещено!!!
Hosted by uCoz